Abet встречается с архитекторами: Альфонсо Фемиа

Альфонсо Фемиа - всемирно известный архитектор, основатель Atelier(S) Alfonso Femia, студии дизайна, работающей над проектами различного масштаба в странах Европы (в частности, в Италии и Франции).

Почему вы используете ламинат?

Эцио Манзини, инженер и архитектор, автор книги «Вещество изобретения», определяет поверхность предметов блестящим выражением «материал на передовой». Это означает, что поверхность должна обладать высокой устойчивостью к серьезным механическим, химическим и биологическим воздействиям. Также поверхности служат для передачи людям тактильных, визуальных и иных ощущений, для разграничения объектов на внешнюю и внутреннюю части.

HPL-ламинат – это композитный материал, который появился как результат многолетней эволюции технических и дизайнерских решений. Поэтому он полностью сочетает универсальность применения, декоративную выразительность и функциональность, присущую «материалам на передовой». Благодаря этому он может использоваться в традиционном дизайне, при этом обладая более высокой техничностью и экологичностью по сравнению с другими видами отделки.

Как вы использовали ламинат в одном из своих архитектурных или интерьерных проектов?

Я всегда хотел сделать материалы не просто конструктивным элементом объекта, а неотъемлемой органической частью архитектурного решения, самого пространства. Поэтому я предпочитаю использовать HLP-ламинат в подвижных стенах, в частности в тех, которые были созданы мной при работе с компанией Anaunia для Salone del Mobile (Хронотопическая система), и для новой строящейся штаб-квартиры Vimar.

Мне кажется, этот материал способен «оживать», «ложась» в оформление помещений, становясь поверхностью, задавая размеры пространства и реагируя на свет – можно сказать, его душа раскрывается и даже изменяется со временем.

Этторе Соттсасс говорил, что не следует бояться уловок: они есть даже в природе. Ламинат - это рукотворный материал, который позволил нам раскрыть дизайнерскую фантазию. Каковы его возможности сегодня?

Следуя цитате Соттсасса - «природа против искусственности» - я предлагаю провести параллель с фототипом внешности, ориентируясь на который, можно хотя бы отчасти определить характер и модель поведения человека. Однако полностью раскрыть все детали и нюансы человеческого характера позволяют не только выражения лиц, но и разнообразие типов кожи.

Точно так же и ламинат, имеющий широкую гамму искусственных «фототипов», может быть использован как для общих, типовых дизайнерских решений (в интерьерах домов, школ, офисов, оздоровительных центров), так и для необычных, оригинальных композиций и запоминающихся ярких деталей помещения.

Какова связь между искусственным и естественным в ваших проектах?

Самая главная, центральная задача при разработке современных разномасштабных проектов – не противопоставить искусственное и естественное, а трансформировать и интегрировать одно в другое. Природные материалы должны гармонично встраиваться в общую концепцию жилых строений, общественных зданий, районов города и связывающей их инфраструктуры.

При этом гармоничное построение всех решений, сочетающих искусственные и естественные материалы, закладывается еще на стадии закупочных, трансформационных и производственных, логистических процессов и окончательно оформляется архитектором.

Насколько важна устойчивость в вашем дизайнерском мышлении?

Как я уже неоднократно подчеркивал, устойчивость в ее значении для проектов – это одна из фундаментальных ценностей современной архитектуры, и в своей работе я не позволяю себе превращать ее в товар и обесценивать.

Я предпочитаю говорить об ответственности и уважении, которыми можно определить устойчивость, и которые менее банальны, чем термины СМИ. Устойчивость – самый важный ориентир всех моих дизайнерских исследований, в масштабе как архитектуры объекта, так и города в целом.

Дизайн отделочных материалов – это часть истории итальянского дизайна. Как, по-вашему, эта отрасль могла бы развиваться с точки зрения графики или многоцветной печати?

Мне кажется, эволюция современных отделочных материалов выведет их на более высокий уровень передачи человеку тактильных, обонятельных и звуковых ощущений, «освободив» поверхности от привычных значений цветовых решений, что предвосхитит самые смелые ожидания будущего.